«Сати»



или Смерть не разлучит нас

То, что можно увидеть в Индии, поражает. Однако история и факты, стоящие за тем, что воспринимает глаз, поражают ещё больше. Для Индии характерны разнообразие и глубокие контрасты — в стране, уже ступившей в космос, испытавшей ядерную бомбу, соорудившей свою Силиконовую долину, продолжают жить древние традиции, иногда самого жуткого свойства (наверное, технологические прорывы мало значат для человеческого духа). Одна из таких традиций — сати.

Сати — это самоубийство вдов путём самосожжения (или погребения живьём) вместе с телом усопшего мужа. Европейцу трудно вообразить, насколько велико должно быть горе утраты и как крепка должна быть любовь к покойному, чтобы преодолеть инстинкт самосохранения и выбрать мучительную и неторопливую смерть. Наверное, поэтому иностранные наблюдатели обряда, возникшего в доисторические времена, склонны полагать, что сати — акт отнюдь не добровольный, и называют его без обиняков — «убийство» и «сожжение».

В самой Индии отношение к сати неоднозначное — достаточно сказать, что официальный запрет сати введён только в 1987 году. Этот закон карает как попытки совершить сати, так и понуждение и подстрекательство к сати, а также любое восхваление испепелённых «благочестивых вдов» (за это можно получить до 7 лет тюрьмы). Любой зевака, наблюдающий акт самосожжения, считается соучастником сати и подлежит уголовной ответственности. Тем не менее, случаи сати фиксируют до сих пор; сегодня можно с уверенностью говорить о единичных случаях — а по данным Британской Ост-Индской компании, только за 1813-1828 гг. зафиксировано 8135 случаев. Однако снижение числа погибших вдов не вполне отражает отношение к обряду «в массах» — и СМИ время от времени сообщают о кровавых стычках между сторонниками сати и полицией, открытки с изображением погибших расходятся огромными тиражами, а места сати привлекают многочисленных паломников.

Христианину невозможно принять сати, будь то убийство или самоубийство. Европейцу трудно не заметить в сати откровенную дискриминацию — ведь сжигают только женщин. Есть доказательства, что вдов понуждали к сати родственники покойного, чтобы завладеть его имуществом, избавиться от заботы о вдове либо из религиозного рвения.

Сати имеет «божественное» происхождение — по легенде, богиня Сати (Дакшаяни), покровительница брачного счастья, предала себя сожжению, не стерпев попрёков и оскорблений своего отца в адрес мужа — Шивы (есть и другие версии). Однако помимо идеологических оснований, кажется, сати имеет и другую почву. Скорее всего, необходимо говорить о месте женщины в индийском обществе — а это место определяется, прежде всего, её статусом дочери, матери и жены. Овдовев, женщина теряет социальный статус, традиции требуют от неё обрить голову, отказаться от яркой одежды, украшений и употребления в пищу мяса. Вдовы иногда оказываются в столь стеснённых обстоятельствах, что бегут во Вриндаван — «город 5000 храмов», ещё именуемый городом вдов; пожертвования многочисленных паломников позволяют властям кое-как обеспечивать несчастных.

Только в 2005 году закон уравнял права женщин и мужчин на наследование имущества родителей. Ранее всё наследовал мужчина, так как «ему нужнее» — он кормилец семьи. Кроме того, только сын имеет право поджечь погребальный костёр родителей. А девушке нужно ещё и огромное приданое собирать. И рождение девочки превращается для семьи в непосильное бремя (хотя приданое запрещено законом ещё в 1961 году, — ещё один пример силы традиций и бессилия закона). Поэтому роль женщин в обществе была столь невысока, что практиковалось убийство новорождённых девочек — и практикуется до сих пор (чаще ещё до рождения девочки — вероятность аборта значительно выше, если младенец женского пола).

В Индии распространены весьма специфические браки, которые трудно признать «совершёнными на небесах». Как правило, браки происходят по договорённости между родителями супругов, которые до свадьбы могут быть и незнакомы. Индийские газеты и специальные сайты пестрят объявлениями о поисках жениха, причём требования к кандидату — это его зарплата, наличие среди родственников врачей и юристов.

Кроме того, невеста часто не просто моложе мужа — она ещё ребёнок (тоже традиция); неудивительно, что муж умирает раньше, а малолетняя вдова остаётся на попечении недовольных родственников. Закон установил брачный возраст для девушек 19 лет, для юношей — 21 год, однако родственники часто отдают (или продают) девочек их будущим мужьям задолго до наступления 19-летия — в СМИ сообщали о продаже девочки 6-ти лет. В 2005 году национальную награду Индии за храбрость получила 14 летняя Миинати Гаграи, проданная братом 50-летнему жениху и сбежавшая от него.

Неудивительно, что при таком положении вещей в Индии мужчин больше, чем женщин, примерно на 10% — то есть миллионов на 100. Тем не менее, такой диспаритет до сих пор не вразумил мужчин, и «дефицитные» женщины всё ещё не завоевали своего места под солнцем (хотя участившиеся случаи продажи девочек, наверное, говорят о том, что дефицит остро ощущается).



Нельзя не упомянуть и такой аспект: в индийской традиции муж — чуть ли не домашний индивидуальный бог для жены, она живёт ради него и обязана всецело посвятить себя удовлетворению его желаний. В то же время, муж обязан наилучшим образом заботиться о семье, чтобы жена и дети ни в чём не нуждались; измена, развод — страшный грех. Это ещё один пример того, как многолика Индия: одни авторы превозносят крепкую и дружную индийскую семью, а другие рассказывают о том, как свекрови безжалостно сживают со свету невесток — из-за приданого.

Что-то подобное сати существовало и у славян в дохристианский период. Костомаров приводит свидетельства Прокопия (VI в.), святого Бонифация (680-755 гг.) и Ибн Фадлана (I пол. Х в.), однако этнограф сомневается, что это «было следствием закона или обязательного для всех обычая, подобно тому, какой существовал в Индии». А популярный рассказ Ибн Фадлана о сожжении на Волге (тогда — Итиль) рабыни вместе с умершим купцом Костомаров и вовсе считает выдумкой — да и кто знает, какого роду-племени был тот купец? После Крещения Руси такая практика оказалась вне закона — будь то самоубийство или результат преследований: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1 Тим. 5, 14).

Не правда ли, если помнить, от чего освободило женщин христианство, то борьба за «священное» право женщины носить брюки и входить в храм с непокрытой головой выглядит нелепо?

Максим Федорченко





Фильм под названием "Вода" индийского режиссера Дипы Мехты о негуманном отношении к вдовам в Индии, снятый в 2004 году и номинированный на "Оскар" ее новой родиной, Канадой, продолжает вызывать возмущение индусских националистов, сообщает газета "The West Australian".

Ирония состоит в том, что признание фильма состоялось в тысячах километров от Индии: 56-летняя Мехта была вынуждена снимать фильм за границей после того, как разъяренная толпа напала на съемочную площадку и угрожала убить ее за то, что она "оскорбляет индусскую культуру". "Фильм о вдовах Индии на языке хинди, который я должна была снимать в Шри-Ланке, потому что мне не разрешали снимать в моей родной стране, был номинирован на "Оскар" как канадский фильм", - рассказала Дипа Мехта.

В фильме идет речь об одной из самых жестоких индусских традиций, которая сохранилась до 21-ого века и которую современная Индия предпочла бы скрыть от внешнего мира. На пыльных улицах Вриндавана, священного индуистского города в северной Индии, известном как "город вдов", бесчисленные женщины с печальными глазами рассказывают грустные истории о социального клейме, которое они обрели со смертью мужа.

Индусские националистические группы оскорблены тем фактом, что фильм завоевал международное признание. Они обвиняют Мехту, предыдущие фильмы которой нарушили другие табу, типа лесбиянской любви, и "непатриотично" показали страну со всеми ее недостатками, во всех возможных грехах.

"Каждое общество имеет слабые стороны, - заявил член Вишва Хинду Паришад (Всемирный Индуистский Совет) Омкар Бхаби. - Позорно, что она всегда снимает фильмы о слабых сторонах Индии для зарубежных стран. Почему она не показывает, как Запад сваливает своих стариков в дома престарелых?".

Лидер совета Пракаш Шарма назвал фильм "заговором с целью очернить образ Индии". "Почему Канада номинирует индийский фильм? – заявил он. - В любом случаем мы не допустим его показа. Мы нападем на кинотеатр в случае необходимости".

Между тем, продюсер Равви Чопра объявил, что готов противостоять ярости индусских фундаменталистов. "Не вижу в этом фильме ничего оскорбительного", - сказал он.

Фильм рассказывает о 1930-х годах, когда шла борьба против британского колониального правления. Однако сорок миллионов вдов по всей Индии, от недавно овдовевших молодых матерей до старушек, которые едва могут ходить, сегодня не очень сильно отличаются от вдов того времени.

После смерти мужа женщина должна сменить сари на белое платье, прекратить носить драгоценности и обрить голову, чтобы не выглядеть привлекательной. Она должна воздерживаться от употребления в пищу мяса из опасения, что оно пробудит сексуальное желание, и держаться подальше от свадеб и дней рождений. Многие устремляются в город Вриндаван, где пожертвования индусских паломников в 5000 храмах города позволяют религиозным властям обеспечивать вдов минимумом еды и жильем. Многие заканчивают свой жизненный путь проститутками.

По словам Мохини Гири, управляющей домом для вдов во Вриндаване, "в Индии женщина уважаема только как мать, дочь и жена. Без мужа у женщины нет социального статуса". 57-летняя госпожа Гири, сама вдова, вспоминает, что она пережила на свадьбе своей племянницы. "В самый торжественный момент сестра невесты повернулась ко мне и сказала: "Тетушка, Вы не могли бы выйти из комнаты на несколько минут, пожалуйста?" Они думали, что я принесу молодым несчастье".


printer friendly
Posted by Elena  ::  comment: 1
Tuesday 01 September 2009 - 16:16:34
No posts yet

[news] Как полюбить людей: первые шаги
Posted by Elena on 08 Aug : 00:17
[news] Как полюбить людей: первые шаги
Posted by ТаняК on 17 May : 17:02
[news] Чем отличается женственность от бабства?
Posted by Elena on 02 Mar : 00:32
[news] Три искушения в браке
Posted by Ольга on 08 Feb : 17:00
[news] Три искушения в браке
Posted by ТаняК on 08 Feb : 15:08
[news] Хрустальным молотком гвозди не заколачивают...
Posted by Rusalka on 29 Dec : 18:51
[news] Новый год и Рождество Христово
Posted by Rusalka on 29 Dec : 18:36
[news] Хрустальным молотком гвозди не заколачивают...
Posted by AnnaStasie on 02 Mar : 23:08
[news] Хрустальным молотком гвозди не заколачивают...
Posted by Наталка on 21 Feb : 11:18
[news] Хрустальным молотком гвозди не заколачивают...
Posted by Ольга on 20 Feb : 11:58